СЕМЬ
ЧУДЕС СВЕТА, (лат. septem miracula mundi), самые знаменитые памятники древнего
мира — египетские пирамиды в Эль-Гизе, Висячие сады Семирамиды, Зевса
Олимпийского статуя, Мавзолей в Галикарнасе, Артемиды Эфесской храм, Фаросский
маяк, Колосс Родосский.
Составление списка самых знаменитых поэтов, философов, полководцев, великих
царей, как и памятников архитектуры и искусства — традиционный «малый» жанр
греческой эллинистической поэзии и своего рода упражнение в риторике. Сам выбор
числа освящен древнейшими представлениями о его полноте, законченности и
совершенстве, число 7 считалось священным числом бога Аполлона (Семеро против
Фив, Семь мудрецов и т. п.). Подобно сборникам высказываний знаменитых мудрецов,
собраниям анекдотов и рассказам о диковинах сочинения о Семи чудесах света были
популярны в античную эпоху и включали в себя описания самых грандиозных, самых
великолепных или в техническом смысле самых поразительных построек и памятников
искусства. Вот почему их называли чудесами, в то время как в списке отсутствуют
многие подлинные шедевры древней архитектуры и искусства — Акрополь в Афинах с
творением Фидия — статуей Афины Парфенос, прославленная статуя Афродиты
Книдской работы Праксителя и т. д.
Упоминания
о Семи чудесах появляются в сочинениях греческих авторов, начиная с эпохи
эллинизма. Их надо было знать уже в школе, о них писали ученые и поэты. В
тексте одного египетского папируса, представлявшего собой своего рода учебное
пособие, упоминаются обязательные для заучивания имена знаменитых
законодателей, живописцев, скульпторов, архитекторов, изобретателей, далее —
самые большие острова, горы и реки и, наконец, семь чудес света. «Отбор» чудес
происходил постепенно, и одни чудеса сменяли другие. Полное их перечисление
приводит в своей эпиграмме Антипатр Сидонский (3 в. до н. э.):
Видел
я стены твои, Вавилон, на которых просторно
И
колесницам; видал Зевса в Олимпии я,
Чудо
висячих садов Вавилона, колосс Гелиоса
И
пирамиды — дела многих и тяжких трудов;
Знаю
Мавсола гробницу огромную. Но лишь увидел
Я
Артемиды чертог, кровлю вознесший до туч,
Все
остальное померкло пред ним; вне пределов Олимпа
Солнце
не видит нигде равной ему красоты.
Описанию
Антипатра следует сочинение Филона Александрийского (оратор 4 в. н. э. или
знаменитый механик 3 в. до н. э.) «О семи чудесах». Вероятно, после
строительства Александрийского маяка это чудо инженерной мысли сменяет в списке
стены Вавилона (как чудо света его упоминает Плиний Старший в «Естественной
истории»). В ряде сочинений вместо висячих садов вновь появлялись стены
Вавилона, а маяк на о. Фарос заменялся Александрийской библиотекой ; дополняли
список также Пергамский алтарь Зевса, дворец Кира в Персеполе, «поющие» статуи
Мемнона близ египетских Фив и сами Фивы, храм Зевса в Кизике, статуя Асклепия в
Эпидавре, Афина Парфенос работы Фидия на афинском Акрополе, в римское время —
Колизей и Капитолий. Впоследствии список в разных комбинациях дополняли также
храм Соломона, Ноев ковчег, Вавилонская башня, храм Софии в Константинополе и
т. д.
Первое
упоминание о всех Семи чудесах на Руси встречается у Симеона Полоцкого,
знакомого с их описанием из какого-то византийского источника. В Европе Нового
времени они стали широко известны после выхода книги Фишера фон Эрлаха
(1656-1723) «Наброски по истории архитектуры», содержащей также и первые
известные нам реконструкции знаменитых памятников древнего зодчества.